Башкортостан
<<  Туймазы Викторина о Башкортостане  >>
Уфа в легендах и преданиях
Уфа в легендах и преданиях
Литературные памятники Уфы
Литературные памятники Уфы
Башкирская легенда Луна и Зухра
Башкирская легенда Луна и Зухра
О памятнике
О памятнике
Биография автора
Биография автора
Библиография
Библиография
Фотография
Фотография
Фотографии
Фотографии
Адрес
Адрес
Как Салават медведя убил
Как Салават медведя убил
Биография
Биография
Сосланбек Дафаевич Тавасиев
Сосланбек Дафаевич Тавасиев
 Узиков
Узиков
Ергин
Ергин
Фотографии
Фотографии
Адрес
Адрес
Площадь
Площадь
Легенда о кунице
Легенда о кунице
Памятник кунице
Памятник кунице
Благословенный край
Благословенный край
Фотографии
Фотографии
Легенда
Легенда
Легенда о курае
Легенда о курае
Интервью
Интервью
Интервью с автором
Интервью с автором
Рахимов
Рахимов
Фотографии
Фотографии
Адрес
Адрес
Проспект
Проспект
Презентация «Легенды Уфы». Размер 4596 КБ. Автор: .

Легенды Уфы

содержание презентации «Легенды Уфы.ppt»
СлайдТекст
1 Уфа в легендах и преданиях

Уфа в легендах и преданиях

Уфа в легендах и преданиях. Путешествие по литературным памятникам города Уфы, созданным по башкирским легендам. Карта. МБУ Централизованная система детских библиотек городского округа г. Уфа РБ Детская библиотека № 19, филиал № 4.

2 Литературные памятники Уфы

Литературные памятники Уфы

Литературные памятники Уфы.

3 Башкирская легенда Луна и Зухра

Башкирская легенда Луна и Зухра

Башкирская легенда Луна и Зухра. О памятнике. Когда-то давным-давно жила-была одна девочка. Звали её Зухра. Очень рано она осталась без матери. Отец привёл в дом мачеху. Та не давала девочке житья: била её, обижала, заставляла делать непосильную работу. Как–то вечером мачеха велела Зухре натаскать воды. «До утра наполни вот эту кадку водой. Иначе голову оторву», - сказала она. А сама незаметно проткнула дно кадки. Целую ночь Зухра таскала воду. Но вода в кадке нисколько не прибывала. Тяжёлым коромыслом девочка до крови натёрла плечи. Измождённая вконец, свалилась она без сил. Тихо было в ту ночь. Нигде ни единого звука. Только Луна безмолвно плыла в небесах. Взглянула Зухра на Луну и воскликнула: «Эх, Луна, хоть бы ты помогла мне! Вызволила бы меня из неволи!» А Луна по-прежнему оставалась спокойной. Зухра со слезами снова взмолилась: «Возьми меня к себе!» Тогда Луна засветилась ярче, послала свои лучи на землю и подняла Зухру к себе. С тех пор на Луне стоит девушка с коромыслом.

4 О памятнике

О памятнике

О памятнике. Биография. В зоне отдыха производственного объединения «Иммунопрепарат» в Дёмском районе города Уфы в 1984 году была установлена скульптура по мотивам башкирской легенды «Лунная дочь Зухра». В центре скульптурной композиции на «лунной» дорожке находится фигура башкирской девушки с коромыслом и вёдрами, помещенная внутри круга со звёздами, символизирующего месяц. Скульптуру опоясывают фонтанчики воды, обложенные камнями. Хрупкая фигура девушки олицетворяет открытость, доброжелательность и трудолюбие башкирского народа.

5 Биография автора

Биография автора

Биография автора. Библиография. Уроженец Куюргазинского района Ульфат Миниахметович Кубагушев родился 1 апреля 1952 года, затем учился в училище искусств на отделении декоративно-прикладного искусства ( 1974 – 1978). Он является автором декоративной скульптуры «Лунная девушка», там же стоит его памятник военным медикам. Кубагушев является автором мемориальной доски Газизу Альмухаметову, первому композитору Башкирии. Он участвовал в республиканском конкурсе на лучший проект мемориального комплекса «Ырыузар ташы», где лучшим проектом признали его работу. 27 октября 2007 года в селе Ермолаево, центре Куюргазинского района, состоялось открытие памятника национальному герою башкирского народа Кинзе Арсланову, автором является скульптор Кубагушев У.М. Ульфат Кубагушев – художник, скульптор, монументалист, автор многочисленных проектов. Его работы отличаются оригинальностью композиций, ярким национальным колоритом. В архиве этого неординарного человека более пятидесяти научно-популярных статей по истории и этнографии края. Одна из последних книг - «Село Таймас».

6 Библиография

Библиография

Библиография. 1.Башкирские предания и легенды [Текст] / сост. Ф. Надршина. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1985. – 288с. 2.Башкирское народное творчество: предания и легенды [Текст] / пер. с башк. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. – 576с. 3. Башкирские сказки и предания [Текст] . - Уфа: Китап, 1996. – 208с. Фотография.

7 Фотография

Фотография

Фотография. Фотографии.

8 Фотографии

Фотографии

Фотографии. Адрес.

9 Адрес

Адрес

Адрес: г. Уфа, ул. Новороссийская 105, Производственное объединение "Иммунопрепарат" Легенда.

10 Как Салават медведя убил

Как Салават медведя убил

Башкирская легенда Как Салават медведя убил. О памятнике. С детства Салават был бойким и выносливым мальчиком. Ну и подраться был не прочь, всегда первое место среди сверстников занимал. Однажды со старшим братом Ракаем у них потасовка вышла, и Салават одним ударом опрокинул его на землю. То же самое случилось с отцом, пришедшим на помощь старшему сыну. После этого силач вскочил на коня и помчался в лес – его гнала и угнетала собственная необузданная сила, о которой он и не подозревал. В роще батыр привязал коня к дереву, сам забрался на дерево и уснул. А ночью на коня напал медведь, привлечённый конским запахом и решивший полакомиться кониной. Услышав сдержанный рёв медведя, Салават прямо с дерева без оружия прыгнул на ночного разбойника. Медведь оказался очень сильным, и схватка с ним длилась долго. Наконец батыр задушил медведя, а сам, весь израненный, шатаясь, побрёл по лесу в сторону деревни. Но не дошёл, свалился без чувств от большой потери крови. Спас его от смерти беглый каторжник. Когда Салават вернулся в отчий дом, там на майдане состязались батыры в меткости. Но никто из них не мог попасть в парящего в поднебесье орла. Превозмогая боль, Салават вынес из дома тяжёлый дедовский лук и первым же выстрелом поразил орла. А отец Салавата в это время искал его по всем окрестным лесам и вернулся ни с чем. Тогда же возвратились односельчане батыра, также искавшие его, с огромной шкурой убитого им медведя. Люди показали Юлаю трофеи сына, Салават получил прощение и вскоре выздоровел.

11 Биография

Биография

О памятнике. Биография. Автором памятника Салавату Юлаеву является известный монументалист, народный художник Северо-Осетинской и Башкирской АССР, член Союза художников с 1939 года Сосланбек Дафаевич Тавасиев. Этот памятник стал самым лучшим творением скульптора Тавасиева, который работал над ним на протяжении 20 долгих лет. Скульптура Салавата Юлаева является самой крупной конной статуей в нашей стране. Высота памятника достигает 9,8 метров, вес - 40 тонн. Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник осадил разгоряченного коня на высоком утесе. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой. Салават как бы обращается к своим товарищам с призывом идти к Пугачеву. Модель памятника в натуральную величину из гипса была закончена к 1963 году. Она была одобрена крупнейшими специалистами в Москве и официально принята коллегией Министерства культуры СССР. После чего, Тавасиев привез ее в Уфу, где она была установлена в фойе Башкирского государственного театра оперы и балета. Открытие памятника состоялось 17 ноября 1967 года.

12 Сосланбек Дафаевич Тавасиев

Сосланбек Дафаевич Тавасиев

Биография автора. Библиография. Сосланбек Дафаевич Тавасиев родился 25 декабря 1894 г в ауле Фаснал. Сначала посещал школу в Алагире, потом учился во Владикавказской гимназии. Воевал в 1917 году, затем поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры и закончил его. Большую часть жизни прожил в Москве. Умер 10 апреля 1974 года в Москве. Среди работ Тавасиева особенно выделяются памятники Салавату Юлаеву и Коста Хетагурову. Работы скульптора находятся в коллекциях Третьяковской галереи в Москве, Русского музея в Санкт- Петербурге. Тавасиев С.Д. – Член Союза художников, народный художник Северо-Осетинской АССР, а также заслуженный художник Башкирской АССР. Награждён золотой медалью Академии художеств СССР, орденом Боевого Красного Знамени.

13  Узиков

Узиков

Библиография. Библиография. 1. Узиков, Ю.А. Это с нами всегда [Текст] / Уфа: Китап, 1983. - С. 224-228. 2. Гвоздикова, И.М. Салават Юлаев: исследование документальных источников [Текст] / И.М. Гвоздикова. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. – 222с. 3. Живая память [Текст] / сост. М.Г. Рахимкулов, В.А. Скачилов. – Уфа: Китап, 1997. – 352с. 4. Гвоздикова, И. Всадник на пьедестале [Текст] / И. Гвоздикова // Памятники Отечества. – 1997. - №38. – С. 85-57. 5. Синенко, С. Неторопливые прогулки по Уфе [Текст] / С. Синенко. – Уфа: Китап, 2010. – 376с.: ил. 6. Синенко, С. Уфа старая и новая [Текст] / Уфа: Башкортостан, 2007. – 272с.:ил. 7. Узиков, Ю.А. Исторические памятники Уфы [Текст] / Уфа: Китап, 1999. – 288с.:ил. 8. Салавату памятник [Текст] // Школьный календарь. – 2002. – С. 116.

14 Ергин

Ергин

Библиография. Фотографии. 9. Ергин, Ю. Другого Салавата создавать я не намерен [Текст] / Ю. Ергин // Бельские просторы. – 2003. - № 1. – С. 94. 10. Тряскина, Г. Памятник был лишь частью грандиозного замысла [Текст] / Г. Тряскина // Вечерняя Уфа. – 2002. – 16 ноября. 11. Григорьева, Н. Виват, Салават [Текст] / Н. Григорьева // Вечерняя Уфа. – 2002. – 16 ноября. 12. Ишмухаметова, Р. Образ Салавата в живописи и скульптуре [Текст] / Р. Ишмухаметова // Учитель Башкортостана. - 2002. - №3. – С. 55-57. 13. Сидоров, В. Первая скульптура Салавата [Текст] / В. Сидоров // Живая память. - Уфа, 1997. – С. 46-53. 14. Хантимеров, Р. Высекающие огонь созидания [Текст] / Р. Хантимеров // Истоки. – 2000. - № 24. – С. 21-22. 15. Юсупов, Ю. Вечная молодость Салавата заключается в уфимцах, протоптавших к нему тропу [Текст] / Ю. Юсупов // Вечерняя Уфа. – 2001. – 20 октября. – С. 3. 16. Салават Юлаев [Текст] : энциклопедия. – Уфа: Башкирская энциклопедия, 2004. – 478 с. 17. Бугайчук, А. К свободе зовущий [Текст] / А. Бугайчук // Истоки. – 2004. - № 23. – С. 14.

15 Фотографии

Фотографии

Фотографии. Фотографии.

16 Адрес

Адрес

Фотография. Адрес.

17 Площадь

Площадь

Адрес: г. Уфа, ул. М.Гафури, площадь им. Салавата. Легенда.

18 Легенда о кунице

Легенда о кунице

Легенда о кунице. Богатый, злобный хан Муйта влюбляется в Ляйсан, но она ему отказывает, так как любит другого – бедного, но доброго Фанура. С помощью колдуна хан превращает Ляйсан в куницу. В образе зверька Ляйсан помогает Фануру разбогатеть, но он все деньги раздает беднякам. Сам Фанур тоже превращается в куницу, и они живут вместе в лесу долго и счастливо. О памятнике.

19 Памятник кунице

Памятник кунице

О памятнике. Памятник кунице - бронзовая скульптурная композиция, посвящённая символу г. Уфы. Памятник установлен у Гостиного двора 8 июля 2010 г. в День семьи. На бронзовом деревце стоит домик, из которого выглядывает один зверек, а другой стоит рядом на ветке. Над изваянием весом в 232 килограмма и высотой в два метра скульптор трудился около четырех месяцев. Отлили скульптуру в Москве. Выбор места для новой достопримечательности Уфы объясняется тем, что исторически Верхнеторговая площадь была оживленным местом торговли в городе, а расплачивались здесь монетами, получившими название от шкурок куницы – «куна». Теперь здесь живет главный символ нашей столицы. Биография.

20 Благословенный край

Благословенный край

Библиография. 1. Мавлетов, В.С. Благословенный край [Текст] : учебное пособие для учащихся / Уфа: Уфимский полиграф. комбинат, 2005. – 72 с.: ил. 2. Хисаметдинова, Ф.Г. История и культура Башкортостана [Текст] : учебное пособие для уч-ся средних спец. заведений / Ф.Г. Хисаметдинова, З.Г. Ураксин. – Уфа, 2003. – 239 с. 3. 500 вопросов и ответов об Уфе [Текст] // Панорама Башкортостана. – 2008. – С. 40. 4. Башкортостан [Текст] : краткая энциклопедия. - Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. – 669 с. Фотография.

21 Фотографии

Фотографии

Фотография. Фотографии.

22 Легенда

Легенда

Адрес: г. Уфа ул. Ленина, площадь перед Гостиным двором. Легенда.

23 Легенда о курае

Легенда о курае

Легенда о курае. О памятнике. В былые времена жил да был хан. У того хана на голове было два рога, но он никому их не показывал. Однажды, когда он мылся в бане, рога те увидел его шакирд. «Ты увидел мои рога, проговоришься кому-нибудь, я тебя убью», - сказал хан шакирду. Шакирду очень хотелось поделиться своей тайной, освободить себя от её тяжкого груза. Вот он пошёл в лес и стал там кричать во весь голос: «У хана Юсупа есть рога!» Крик тот услышал какой-то пастух, пошёл он на голос, смотрит, а в том месте растут два стебля курая. Подул пастух в пустое нутро курая, а оттуда поплыл мелодичный напев. Вот так, говорят, и появился на свете курай.

24 Интервью

Интервью

О памятнике. Интервью. В 1974 в Уфе был открыт памятник кураю (башкирскому национальному инструменту). Памятник представляет собой обнаженного мальчика, играющего на курае. Автор памятника - Маргарита Александровна Соловьева-Ефимова. Многих уфимцев и гостей столицы завораживает скульптура кураиста перед кинотеатром «Искра». Вот как раскрывает замысел скульптора искусствовед Людмила Ртищева: «Скульптура кураиста расположена в центре круглой чаши фонтана, сдвинутой к краю прямоугольной площади. Фоном для восприятия служит монументальное здание кинотеатра. Обнаженная тоненькая фигурка мальчика-подростка в полный рост, опираясь на правую ногу, стоит на каннелированной дорической колонне. Примерно на половине высоты колонны ритм каннелюр прерывается гладким нешироким поясом. В руках мальчика – курай. Статуя изящна и поэтична, в струящихся ритмах фигуры передается некое музыкальное ощущение. Характер лепки спокойный. В общем решении ощущается сильное влияние античной скульптуры».

25 Интервью с автором

Интервью с автором

Интервью с автором. Библиография. — Маргарита Александровна, расскажите, пожалуйста, как создавался «мальчик»? Вы действительно побывали в Уфе? — Это был заказ Ленинградского художественного фонда. Я должна была сделать скульптуру для фонтана, а Татьяна Милорадович — выполнить архитектурную часть проекта. С Милорадович и архитектором Владимиром Васильковским я впервые приехала в Уфу зимой 1971 года. Самое сильное впечатление от поездки — было очень холодно. На утверждение я привезла два эскиза, на одном из них мальчик с кураем был одет в башкирскую национальную одежду, на другом — стоял голеньким. Проходило утверждение в обкоме партии. Выбрали второй вариант. Что для меня было полной неожиданностью. Архитектурный проект тоже был утвержден. Скульптуру поставили на колонну в большой чаше, украшенной башкирским орнаментом. Скульптуру мальчика отливали на ленинградском заводе монументальной скульптуры. .

26 Рахимов

Рахимов

Библиография. Фотографии. 1. Рахимов, Р.Р. Курай [Текст] : учебное пособие для муз. школ и училищ / Р.Р. Рахимов. – Уфа: Китап, 1999. – 448 с. 2. Лебединский, Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши [Текст] / Л.Н. Лебединский. – М., 1962. 3. Сулейманов, Р. Жемчужины народного творчества Урала [Текст] / Р. Сулейманов. – Уфа, 1995. 4. Шакур, Р. Цветок курая [Текст] / Р. Шакур // Памятники Отечества. – 1997. - № 38. – С. 44-45. 5. Латыпова, Л. Соло на курае [Текст] / Л. Латыпова // Башкортостан. – 2003. - № 6-7. – С. 10-11. 6. Башкортостан [Текст] : краткая энциклопедия. - Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. – 669 с. 7. Губайдуллина, Ф. Курай – национальный музыкальный инструмент башкирского народа [Текст] / Ф. Губайдуллина // Учитель Башкортостана. – 1997. - №9. – С. 50-51. 8. Узиков, Ю.А. Как греки спасли «мальчика с кураем» [Текст] / Ю.А. Узиков // Бельские просторы. – 2006. - 17 января. 9. Синенко, С. Неторопливые прогулки по Уфе [Текст] / С. Синенко. – Уфа: Китап, 2010. – 376 с.: ил.

27 Фотографии

Фотографии

Фотография. Фотографии.

28 Адрес

Адрес

Фотографии. Адрес.

29 Проспект

Проспект

Адрес: г. Уфа, ул. Проспект Октября, 94.

«Легенды Уфы»
Сайт

5geografiya.net

181 тема
5geografiya.net > Башкортостан > Легенды Уфы.ppt